- Lyudmila Batalova
День рождения Пушкина

6 июня солнцу русской поэзии исполняется 218 лет.
Все, кто регулярно читает наши новости, уже в курсе, что на стихи Пушкина можно подписаться на сайте http://nezarastet.ru/
Достаточно ввести адрес электронки и будет вам каждый день новый стих. С уточнением, кому посвящен и по какому поводу. Отдельно можно подписаться и на "Евгения Онегина".
Поэму эту, конечно же, все проходили в школе. Но многие, действительно, прошли очень далеко и, хорошо бы вернуться.
Иногда хотя бы для того, чтобы не воспринимать Александра Сергеевича очень серьезно. Именно так и решили поступить на заседании "Книжного клуба" , посвященного "Евгению Онегину" его участницы.
Не воспринимайте это как покушение на святое, а просто прочтите. Мне кажется, получилось очень интересно и необычно.
Саша Ходорковская, в прошлом автор "Русского дома", а также талантливый во многих отношениях и областях человек (именно ей посвятила свою последнюю книгу "Бабий ветер" Дина Рубина) решила "воскресить" Ленского и посмотреть, что получится из этого.
Рена Арзуманова, автор книг "Пломбир в шоколаде" и "Индийские страсти в Российском масштабе" написала современный ответ Татьяны Онегину.
А Лана Финли, основательница косметической линии Golden Phae (что значит по-русски "облепиха"), сочинила целый рассказ. С о-очень неожиданным финалом. Рекомендую читать до конца!
Ленскому
А может быть и то, поэта
Обыкновенный ждал удел.
Завис бы в сетях интернета,
Пять тысяч лайков поимел,
Расчувствовался, обленился,
На каждой Оленьке женился,
Забросил Шиллера, чуть спился,
Бежал куда-то наугад
И думал:"Я хочу назад!"
Хочу в деревню, в глушь, в Саратов,
Хочу скучать, хочу хиреть,
Всех посылать немецким матом
И Оленьку одну иметь.
Саша Ходорковская
Я вам пишу, чего уж боле?
Что я еще могу сказать?
Ведь я прекрасно понимаю,
Что Вы не станете читать.
Да, “многобукв”, увы, не модно…
Пришли другие времена.
Сейчас все пишут сокращенно,
Но краткость эта не сестра
И даже не родня таланту…
Ах, Женя, вам признаюсь я,
Что жизнь моя в глуши Атланты,
Средь красной почвы и жары
Совсем не так уединенна,
Как Вам хотелось бы. Увы...
Вы, Женя, для себя решили,
Что Вы крутой. И пуп земли.
Скажу Вам - нет! Вас позабыли.
И все мосты за Вас сожгли.
И я по Вам скучать не стану.
Купила я себе берет.
Купила зонтик и помаду
И выхожу в берете в свет.
А свет тут, я скажу, не хилый.
Людей талантливых - не счесть!
Есть музыканты и поэты.
И даже свой театр есть!
Ах, Женя!
Как вы прогадали Сменив наш штат на Голливуд!
Придут другие Вам на смену.
Другие времена придут…
Я больше Вам писать не стану.
Жить буду счастливо. Без бед.
Коль встретится Вам Вова Ленский,
То от меня ему - привет!
Рена Арзуманова
Натали
Проишествие в четырех письмах.
Пушкин князю Горчакову:
Дорогой Князенька,
Получил твое письмо с оказией, где ты мне пеняешь на мое «ужасное» поведение, доведшее меня до жизни такой. Ты прав, как всегда. И если тебя это утешит, то вот в очередной раз я посыпаю мою голову пеплом и раскаиваюсь во всех моих вольностях.
Поверь, я не шучу. Первые месяцы моей жизни здесь в Михайловском казались мне хуже каторги. Твой дядя, по доброте своей душевной, напряг свои связи и влияние в уезде, и не то чтобы разрушил стены моей темницы, но сделал их как бы невидимыми. Когда же мои домашние уехали в Петербург, моя жизнь в деревне показалась мне и вовсе приятной. Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру. Перербург прихожая, Москва девичья, деревня же -наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. Тем я скорее всего и кончу.
Местное общество по первости чуралось меня.
"Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с". Таков был общий глас.
- 2 –
Спасли меня от остракизма, приехавшие в свое имение прошлым летом сестры Р.... Они взяли меня под свою нежную опеку, и теперь я совершенно предался патриаршеской жизни: езжу на прошу с здешними помещиками, играю со старухами в бостон по копейке и сержусь, когда проигрываюсь. Влюбляюсь слегка в одну за другой уездных барышень, впрочем не оказывая ни одной предпочтения, дабы не разбудить страсти роковые в нашем тихом уездном сонном царстве.
Много сочиняю. Моя муза совершенно закабалила меня, столько планов и прожектов на моем рабочем столе, что все чаще радуюсь плохой погоде, когда полностью раскисшие дороги или недельные метели отрывают меня от череды балов, чаепитий, мальчишников и охоты - тех событий, что развлекают скуку нашей здешней уездной жизни.
Впрочем, не стану я отвлекать тебя в твоем блестящем столичном лондонском житии нашими скромными новостями, а сразу без церемоний перейду к моей просьбе. Поверь, только крайняя нужда в твоем дружеском участии и в твоем профессиональном знании вашего Английского света подвигает меня на это.
Дело в том, что тому как уже месяц мучаюсь я одной неразрешимой загадкой, которую подкинула мне одна из наших русских диких метелей, из тех что «Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают».
- 3 –
Представь что одной из таких ночей, когда снег и ветер уже устали завывать на все лады, нянька моя, да и вся дворня уже легли спать, а я работал в кабинете. К нашему крыльцу подъехала почтовая карета, и возница, разбудив весь дом своим мощным криком, внес в переднюю закутанный в меха куль. Каково же было наше удивление, когда из этих мехов выпросталась, как Афродита из пены, прелестная молодая женщина. Очень замерзшая, рассерженная и прекрасная, как снежная королевна. Моему удивлению не было границ: барышня, путешествующая одна, без сопровождающих, без охраны, без горничной... Но разговаривать было не время. Да и наша гостья едва стояла на ногах. Утром же кое что прояснилось.
Девица эта приехала из Англии навестить своих родственников по материнской линии, господ М.... Сопровождающий ее кузен слег с лихорадкой, как только они отьехали от Москвы. Промаявшись на постоялом дворе несколько дней, Натали (так звали этот подарок судьбы),решилась все же доехать до свох родственников, оставив при больном кузене и его камердинера и свою горничную.
Ваши английские барышни видимо очень смелы, или она не приняла в расчет ни нашей суровой зимы, ни российских расстояний. Они заблудились в метели, долго искали дорогу, и только свет в моем окне помог им выбраться к людям. Возница, тот непрестанно
- 4 -
кланялся и благодарил за избавление от страшной холодной смерти в снегу. Наша же гостья даже не
ведала, какой опасности счастливо избежала. Она была непосредственна, мила, быстро освоилась с русским языком. Не то чтобы она его не знала. Как раз наоборот, говорила она на русском гораздо лучше, чем многие наши барышни.
Ты же знаешь «Как милых губок без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Но она не знала названия многих обиходных предметов, чем изрядно потешала не только меня но и наших горничных, которых сразу же приставила к ней моя добрая домоправительница.
Французского она не знала вовсе, похоже ваши англицкие мамаши из патриотичесих чувств не прививают своим дочкам французских изысков. И правильно делают. Судя по Натали, ее манеры не были испорчены ни жеманностью, ни напыщенной благопристойностью.
В ней было много увлекательного,непосресдсвенного, благородная стройность в обращении, что-то живое, снисходительное , доброродное (как говорит моя Арина Родионовна).
Нужно ли говорить, что я увлекся ею в первые же дни. Применив все мое красноречие, я уговорил ее дождаться хорошей погоды. А когда таковая установилась, подождать еще немного, для лучшего санного пути.
- 5 -
Натали не смущали, ни ее промахи, ни мои явные знаки внимания, ни ее скандальное для нашего света пребывание наедине с незнакомым мужчиной. Она не знала кто я такой, моя репутация была ей неведома и потому неопасна.
Когда же мы выбрались впервые на конную прогулку и она вышла одетая в мужское платье, в мое платье! Я
понял что пропал окончательно. «Люблю я ножки; только врядли, Найдете вы в России целой три пары стройных женских ног» Они все в Англии у вас, мой друг.
Конечно же в тот же вечер я открылся ей. Она была внимательна и доброжелательна. Согласилась послушать мои стихи и слушала с пониманием – редкое достоинство в наших женщинах. И под взглядом ее прекрасных глаз, я еще более вдохновлялся, читая уже больше по памяти чем с листа. Когда же я закончил, слезы стояли в ее глазах а в лице ее было такое выражение, словно она знала все мое прошлое и видела мое будующее. «Саша-просто сказала она-подите сюда». Я рухнул перед ней на колени и она, обнимая мою буйную непутевую голову, ласкала мои волосы. Горячие ее слезы капали и словно прожигали мою кожу. Легкость возникла в моем теле необычайная, словно я умер, и несут меня в райские сады, а плачет надо мною прекрасный ангел. «Саша,-еще раз позвала она словно издалека- не удивляйтесь моей странной просьбе. Но пожалуйста, пожалуйста никогда не женитесь». Просьба была такой горячей и странной.
- 6 –
Очень странной. Но я готов был пообещать что угодно в это мгновение.
Нужно ли говорить, что стала она моей тайной возлюбленой. Поверь, это не похвальбы фата или повесы о легких или тяжелых победах. Это признание поражения. Впервые я был побежден и был счастлив при этом.
Три дня моего безоблачного, сокрытого снегами счастья подарила мне моя странная судьба. Через три же дня, наутро проснувшись, я нашел клетку пустой, гнездо раззоренным и сердце разбитым. Моя Натали уехала со своим кузеном, который неведомым образом разыскал ее в нашей глуши. Только торопливая записка о неотвратимости ее участи, о невозможности нашего союза, да вот еще ее странная просьба никогда мне не жениться. Вот и все что осталось от моего наваждения.
Я потому так подробно пишу тебе все, что со мною приключилось, что ты один можешь мне помочь. Натали дочь русской княжны М.... и английского дворянина. Имя его мне не запомнилось. Судя по ее рассказам, якобинский бунт застал ее мать с родителями во Франции. Спасаясь от гильотины, они бежали в Англию. Ее дед погиб по дороге, защищая семью от преследования. В смутное время без поддержки семьи, без средств к существованию ее мать вынуждена была пойти на мезальянс и выйти замуж за незнатного но богатого дворянина. Это все, что удалось мне узнать из ее рассказов.
- 7 –
Будь добр, мой друг, разузнай у ваших посольских, нет ли каких нибудь сведений об этой семье.
Я заперт здесь в моей невидимой тюрьме еще на год. Но я так хочу хотя бы что то разузнать о Натали и ее судьбе.
Пока же живу какими то немыслимыми надеждами и стихами. Время творческих мучений прошло, стихи сами теперь просятся на бумагу. Нельзя видимо писать их чернилами, кровью они пишутся гораздо лучше.
Не тяни с ответом, голубчик. Время здесь медленно и бесконечно.
В отчаянии я взялся за роман в стихах. Кажется, уже наметилась и канва и тема. Не то чтобы я в самомнении своем рискую покуситься на лавры «Чарльд Гарольда», но картины русской жизни сплетенные с нашими, чисто русскими страданиями и страстями, полностью овладели моими мыслями. Вот она, благодать сочинительства. Описывая страсти других, о своих забываешь, себе оставляя только мечты и грезы.
Невольно в радостных мечтах
Держу я счастливое стремя...
И ножку чувствую в руках;
Опять кипит воображенье,
Опять ее прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь!..
- 8 –
Остаюсь по прежнему преданный нашей детской дружбе и юношеским мечтам А.П.
Село Михайловское.
Князь Горчаков Пушкину:
Дорогой друг,
Не могу не попенять тебе, как всегда на твое безрассудное доверие и безконтрольную горячность.
Не раз любовные приключения заводили тебя в безвыходные ситуации, и только преданность друзей решала твою участь.
Хотя это не только твоя, а в целом общая наша русская беспечность, пускать в дом неизвестно кого да еще и надолго. Здесь в Англии, да и не только в Англии, но и во всей Европе, твоя история была бы невозможна.
Но не буду в водить в уныние тебя своим брюзжанием, хотя и порадовать мне тебя к сожалению нечем. Во времена французской смуты много аристократов бежало в Англию. Были среди них и русские, попавшие в историю как кур в ощип. Наше же посольство не регистрировало тогда никого. Не до этого было. Я покопался в старых архивах и поспрашивал тех стариков, кто работал в те времена. Никто не вспомнил молодую женщину с ребенком.
- 9 –
Судя по скудному твоему описанию, барышня должно быть из провинции. Здешние столичные девицы довольно бойко говорят на французском (сказывается большое число француженок, бежавших сюда и во
время смуты, и во времена корсиканца), жеманны, глупы и самое поэтическое приветствие принимают за нахальную эпиграмму. Ни одну из них я не могу представить разъезжающей по вашим русским дорогам.
Я думаю, что твоя Лилит скорее всего из северной провинции, где большое влияние шотландской знати. Там как раз культивируется патриотизм, свежий воздух, охота и непринужденное общение, не отягощенное лишними условностями. Хотя твоя Визави зашла далеко даже для нравов местной английской деревни.
Очень рад за тебя, что ты образумился и много работаешь. Лондонские туманы изрядно попортили мои легкие, и врачи настоятельно советуют мне сменить климат, хотя бы и на время. Так что летом собираюсь навестить моего дядюшку и конечно, буду очень рад нашему близкому соседству. Согласен быть тем же, что кухарка была для лорда Байрона. То есть ушами, которые первые услышат твои вирши. Судя по тем крупицам, что ты представил в своем письме, это будет занимательно.
С надеждой на скорую встречу.
Твой тезка.
Лондон
- 10 –
Подруга Натали по электронке:
Тата ты дура и эгоистка. Твоя мания использовать СРН переход в своих личных целях сьела почти весь месячный запас батарей. Сиди теперь и жди, когда энергия накопится. В последний раз, если бы не Мишка, тебя бы и вытащить обратно не удалось. Застряла бы в своем 19 веке и померла бы там вскоре от холеры. И что за прихоть такая?! Непременно забеременеть от гения. Если тебе очень хочется завести кого нибудь черненького и кудрявенького, купи себе пуделя. Еще раз рыпнешся куда нибудь, я все профессору скажу.
Натали подруге по электронке:
От дуры слышу. Я тебе уже много раз говорила, что ищу материал для моей диссертации. Перенос обьекта через СРН переход из прошлого в будующее. Ты пойми, хотя все попытки перенести что либо из прошлого в наше время заканчивались аннигиляцией обьекта, шанс все же существует. Только что зачатый ребенок, это еще часть матери, ее плоть. И в этом случае все должно сработать. Не моя вина, что все предыдущие попытки были неудачными. Аристотель оказался геем, Сенека кривоногим а Руссо старым занудой. А вот мой Саша был то что надо. Он был таким живым, порывистым, страстным, настоящим. Не наши сегодняшние полированные мальчики. Ради него я согласна была терпеть пыль, пауков и тараканов, жесткие корсеты,
- 11-
тесные платья и даже ночную вазу (не буду говорить что это такое, ты обхохочешься). Не вздумай говорить ничего профессору. Иначе я скажу ему кто сжег Карфаген. Тогда и тебе мало не покажется.
Натали подруге спустя месяц:
СМС на телефоне. Фотография теста на беременность с двумя полосками. Подпись: «Ура! Получилось»
Лана Финли